Муниципальное образование "Кяхтинский район"
Республика Бурятия

Как защитить себя от интернет-мошенников

За 5 месяцев 2024 года на территории Кяхтинского района зарегистрировано 58 преступлений, совершенных с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, ущерб от совершения которых превысил 9 миллионов рублей. 
Как защитить себя от интернет-мошенников.

Жертвой интернет-мошенников может стать любой, вне зависимости от возраста и образования. На первый взгляд наилучший способ защитить свои финансы – это отказаться от использования банковских карт, мобильной связи и Интернета. Но прежде всего вооружен тот, кто предупрежден.

Проведенный анализ уголовных дел позволил выделить следующие способы совершения преступлений.

Для современных мошенников персональные данные являются не менее ценными, чем денежные средства. Располагая конфиденциальными сведениями, можно оформить кредит, микрозайм, войти в доверие к близким и знакомым жертвы, вовлекая их в дальнейшем в свои сети.

Об этом свидетельствует рост преступлений, связанных с неправомерным доступом к личному кабинету Госуслуг.

Чтобы получить код злоумышленники могут представляться кем угодно – работниками сотовых компаний, многофункциональных центров, авиакомпаний, больниц, список можно продолжать бесконечно.

К примеру, потерпевшему Б. мошенник назвался сотрудником сотовой компании и предложил продлить срок действия договора, продиктовав код в смс-сообщении. Затем преступники в личном кабинете Госуслуг получили справку о доходах, сведения об имуществе и иные данные, которыми впоследствии воспользовались для оформления микрозаймов.

Получив доступ к такой информации, мошенники могут разыгрывать схемы для дальнейшего выманивания денег.

Так, житель г. Кяхты продиктовал мнимому работнику сотовой компании код, поступивший на телефон, якобы для смены тарифа на более выгодный. Через непродолжительное время потерпевшему стали поступать звонки с других номеров, и лица, представляясь сотрудниками Росфинмониторинга и ФСБ, сообщая, что им стало известно о получении доступа к персональным данным, настоятельно требовали направиться в банк и снять деньги для перевода на безопасный счет. Лишь то обстоятельство, что у потерпевшего разрядилась батарея телефона, спасло его финансы.

Ежедневно в мессенджерах, чатах, социальных сетях и так далее публикуются объявления о выгодных инвестициях, государственных программах по возврату денег или списании всей кредиторской задолженности.

Так, жительница г. Кяхта М. в социальной сети «Одноклассники» увидела объявление «Банк поможет!». Из любопытства пройдя по ссылке, она заполнила анкету, после чего ей позвонил оператор и предложил скачать приложение и внести первоначальный взнос. После чего по указке мошенников женщина перевела на счет около 400 тысяч рублей. Более того, когда мошенники сообщили, что для вывода денег необходимо пригласить третье лицо, потерпевшая обратилась к своей подруге и убедила ее также перевести деньги. Итог закономерен, наивные гражданки потеряли около миллиона рублей. 

Другой потерпевшей злоумышленник позвонил сам и представился аналитиком Росбизнесконсалтинга, предложил заниматься деятельностью по инвестированию. Поддавшись уговорам, потерпевшая перевела в течение 2 месяцев более 180 тысяч рублей. При этом в ходе переписки в мессенджере мошенник угрожал начислением пени в случае, если денежные средства не будут поступать, и препятствовал обращению в полицию.

Злоумышленники могут предлагать и иные способы заработать в Интернете.

К примеру, потерпевшей В. в мобильном приложении поступило предложение о дополнительном заработке путем бронирования номеров в отелях. Как поясняли мошенники, таким образом отели повышали популярность. Схема выглядела следующим образом, женщина бронировала номера за счет собственных средств, при этом в личном кабинете отражались якобы поступающие на ее счет дивиденды, вывести которые она могла при направлении 30 заявок на бронирование и положительном балансе, для пополнения которого потерпевшая перевела почти 98 тысяч рублей.

Следует отметить, что зачастую в мессенджерах мошенники используют логотипы Центрального Банка Российской Федерации, Госуслуг и правоохранительных органов.

К примеру, гражданину С. позвонили мнимые сотрудники ФСБ и Росфинмониторинга. После чего убедили потерпевшего, что он подозревается в государственной измене, и чтобы его не привлекли к ответственности, потребовали оформить кредит и перевести деньги на счет. Несмотря на абсурдность ситуации потерпевший поверил мошенникам, лишь увидев на аватарке контакта в мессенджере герб и наименование Росфинмониторинга.

Распространены случаи обмана при покупке товаров дистанционно. Несмотря на отсутствие каких-либо гарантий фактического исполнения услуг, граждане после непродолжительной переписки, надеясь на добропорядочность продавца, переводят деньги абсолютно незнакомым лицам.

К примеру, жительница района перевела 13 тысяч рублей за покупку электроплитки, причем потерпевшую не смутило то обстоятельство, что продавец проживает в другом городе. Другой потерпевший, перевел деньги за запчасти московской фирме, а потом уже нашел в сети негативные отзывы и предупреждения, что это мошенники.

Как показывает практика, каждый их потерпевших знал об интернет-мошенничествах, но полагал, что такого с ним не произойдет. Однако никто не застрахован от действий злоумышленников. Оставайтесь бдительны, не сообщайте никакой информации, при возникновении вопросов лично обращайтесь в банк, салон связи и правоохранительные органы. Всегда смотрите отзывы про интернет-магазины и никогда не забывайте, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie