Терминал находится за городом, недалеко от федеральной трассы. Общая площадь терминала составляет 188 800 кв. м. На территории несколько больших ангаров и административных зданий. Зона таможенного контроля рассчитана на размещение 80 грузовых автомобилей одновременно. В день терминал рассчитан до 200 большегрузов. Склады временного хранения могут разместить до 350 грузовых автомобилей. На территории терминала расположены 2 аккредитованных лаборатории, которые могут проверять на соответствие качества поставляемые продукты и прочие товары. Всё это позволит повысить пропускную способность: оформление на пункте займет не более 10 минут.
Договорённость о реализации данного проекта была достигнута в рамках соглашения с резидентом Территории опережающего развития «Бурятия», подписанного во время Восточного экономического форума в 2022 году. Общая стоимость проекта превышает 350 миллионов рублей.
Этот логистический терминал предназначен для стимулирования торговых отношений и улучшения логистических процессов не только с Монголией, но и с Китаем, обеспечивая необходимую инфраструктуру для транзита импортных грузов в направлении Россия - Китай.
Была завершена реконструкция контрольно-пропускного пункта «Кяхта», что позволило удвоить его пропускную способность. Такие улучшения открывают перспективы для значительного увеличения объёмов грузоперевозок через Кяхту. В настоящее время пункт пропуска обеспечивает круглосуточное обслуживание пассажирских перевозок, а при необходимости может функционировать в круглосуточном режиме и для грузовых автомобильных перевозок.
Инвестором выступил Вячеслав Намсараевич Байминов, генеральный директор строительной компании ООО «Бест плюс». Сегодня ООО «Бест плюс» является лидером строительства в регионе.
В своём приветственном слове по видеосвязи Денис Мантуров отметил, что это событие большого значения. «Вместе с вами мы даём старт работе логистического терминала «Кяхта», в строительство которого вложено более 430 млн. руб. частных инвестиций, в результате создан современный технологический комплекс для обработки грузов, организации их временного хранения, проведения таможенной очистки товаров, радиационного и фитосанитарного контроля. Сформированная инфраструктура повысит оперативность прохождения таможенных процедур при перемещении грузов через российско-монгольскую границу. На этом направлении у нас сейчас функционирует 10 погранпереходов. Среди них автомобильный пункт пропуска «Кяхта», который является как раз одним из наиболее загруженных. Новый терминал позволит расширить узкие места и увеличить пропускную способность», - сказал Денис Мантуров. Это особенно актуально с учётом возрастающей роли азиатских стран в мировой экономике в целом и переориентации существенных объёмов внешней торговли на данном направлении. Встречный товаропоток государственного Восточного макрорегиона у нас продолжит расширяться, поэтому сегодняшнее событие можно смело сказать, вносит свой вклад в развитие внешнеэкономической деятельности нашей страны. Проект строительства таможенно-логистического терминала служит хорошим примером государственно - частного партнёрства. И пользуясь возможностью, хотел бы поблагодарить руководство республики, корпорацию по развитию Дальнего Востока и Арктики, а также инвестора за скоординированные усилия, которые позволили проекту реализоваться, сказал Денис Валентинович. Он поздравил всех, кто причастен, пожелал успехов, удачи, объективной работы во благо укрепления экономического потенциала Бурятии.
Более века Кяхта служила главными торговыми воротами Российской империи в Азию. И сегодня – это важный транзитный центр для Дальневосточного Федерального округа.
В выступлении главы Республики Бурятия, председателя Правительства Алексея Цыденова прозвучало, что такой терминал – это первый, пока единственный. Кяхта – это основной пункт пропуска и узел связи между Россией и Монголией. И растущий грузопоток – это как раз то, что отвечает поставленной президентом задаче повышения в полтора раза пропускных способностей международных транспортных коридоров. Новая инфраструктура обработки грузов, обработки транспортных средств создаёт необходимые условия для повышения пропускных способностей. Кяхта – это был центр чайного пути. Но не только чай шёл через Кяхту. Здесь была вся торговля между Российской империей и Китаем. И цена золота и серебра, которая в своё время формировалась в Кяхте, формировала стоимость драгоценных металлов в целом по миру, как сейчас Лондонская биржа, то в 19 веке - это была Кяхта, сказал Алексей Самбуевич. Кяхте возвращается то значимое транспортно-торговая миссия и значение. Поблагодарил Дениса Валентиновича за поддержку.
Выступил от имени инвесторов директор ООО «ТЛТ Кяхта» Николай Кушнир. Он сказал, что это первый этап строительства. Терминал оснащён всем необходимым оборудованием, имеет аккредитованные лаборатории: фитосанитарную, ветеринарную и лабораторию по выдаче ПТС на легковые автомобили.
Глава республики Цыденов представил гостей из Монголии, все участники транспортных коридоров присутствуют здесь, сказал он.
Денис Валентинович дал старт передвижению товаров через российско-монгольскую границу. Через ворота терминала прошли под аплодисменты первые три большегруза.
Для участников этого значимого мероприятия Бурятский национальный театр песни и танца «Байкал» на площадке терминала приготовил концерт. Гостей пригласили в административное здание, где они ознакомились с работой лабораторий в действии. Хозяева приготовили чай. Поскольку на улице была довольно холодная погода, гости с удовольствием приняли приглашение к чаепитию. В ходе общения за чашкой горячего чая гости и хозяева обменивались мнениями, впечатлениями, знакомились друг с другом, высказывали предложения по дальнейшему развитию комплекса, в том числе как немаловажный элемент развития этого бизнеса - строительству домов для персонала, а в дальнейшем, кто знает, возможно, для кяхтинцев.